Дописьменные формы искусства являются первичными синкретическими формами изобразительной деятельности. Они возникли в первобытных и традиционных обществах как средство создания, накопления и передачи культурных кодов. С самого начала их появления в верхнем палеолите живописные, графические и скульптурные образы, символы и знаки стали универсальным инструментом для фиксации, классификации, моделирования, интерпретации, а также для обеспечения связи между отдельными членами и поколениями внутри общины, между кланами и этносами. Они также выступают в качестве границы и обеспечивают контакты между различными группами.
Становление дописьменных форм изобразительной деятельности приходится на ту же доисторическую эпоху, что и появление homo sapiens sapiens - современного человека. С этим новым антропологическим видом связано многократное ускорение развития материальной и духовной культуры. Человеческий род существует уже более двух миллионов лет, а современный вид - около сорока тысячелетий. Первичные формы изобразительной деятельности являются единственным качественно новым археологическим материалом, который появляется вместе с этим новым видом.
В отличие от искусства классического периода, дописьменные формы искусства, которые являются первобытными и традиционными, не являются автономной сферой культуры. Они тесно переплетены со всеми другими ее аспектами и образуют то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом. В дописьменных обществах все аспекты духовной деятельности связаны с искусством и выражаются через него. Изображение является таким же полифункциональным инструментом духовной культуры, как каменное орудие в материальной жизни первобытного человека. Если труд способствовал становлению человеческого рода, то изобразительное творчество, как особый вид деятельности, сыграло кардинальную роль в становлении человека нового вида - homo sapiens sapiens.
На раннем этапе развития искусства, которое упорядочивало представления об окружающем мире и регулировало социальные и психические процессы, оно служило универсальным средством борьбы с хаосом в человеке и обществе. Уже в своей простейшей форме изображение представляет собой отвлечение от реальности и допускает обобщение. Оно, подобно слову, но задолго до появления письменности, "принципиально изменяет и расширяет условия познания мира, создает новые, отсутствующие у животных возможности обобщенного, отвлеченного мышления и тем самым становится одним из отличий человека как особого биологического вида" (И.П.Павлов).
Вместе с тем изобразительная деятельность положила начало новой форме бытия - бытию художественной формы. В истории искусства, которая обычно рассматривает искусство классического периода, доисторический цикл развития изобразительных форм часто оставлялся вне внимания. Примитивность и утилитарный характер первобытного и традиционного искусства объясняли его исключение. Однако сегодня стало очевидным, что это неправильное представление.
Дописьменные формы искусства играют важную роль в понимании и изучении наших предков и их культуры. Они являются источником информации о мироотношении, религии, обычаях и образе жизни древних обществ. Изучение этих форм искусства расширяет наше понимание развития человеческой цивилизации и помогает нам увидеть связи между различными культурами и эпохами.
Таким образом, дописьменные формы искусства - это неотъемлемая часть нашего культурного наследия и ключевой элемент в понимании нашего прошлого. Они предоставляют нам уникальную возможность увидеть мир глазами наших предков и оценить их вклад в развитие искусства и человеческой цивилизации в целом.
-
Гамильтон, Александр
19 Oct, 24 -
Дем
19 Oct, 24 -
Генрих
19 Oct, 24 -
Франциск I
19 Oct, 24 -
Пасси, Фредерик
19 Oct, 24 -
Тиринф
19 Oct, 24 -
Ван Аньши
19 Oct, 24 -
Ричард Ii
19 Oct, 24 -
Робертсон, Пат
19 Oct, 24 -
Варрон, Марк Теренций
19 Oct, 24