Аналитик о том, как «налог на Google» повлияет на игровую индустрию Игровой эксперт, пожелавший остаться анонимным, написал для DTF столбец о том, как новый закон, который вводит НДС для иностранных компаний, распространяющих контент через Интернет для российских пользователей, может повлиять на ИТ-рынок.
Мирное существование иностранных ИТ-компаний в РФ закончилось 15 июня 2016 года — в окончательном чтении Госдума приняла закон, обязывающий иностранные ИТ-компании платить налоги при продаже контента в России.
НДС на покупки в приложении
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения): исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов.Принимая лицензионное соглашение и приобретая любое программное обеспечение или игру, компания-продавец не платит налог на добавленную стоимость государству.интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
— Статья 149 НК РФ
Однако так сложилось, что подобная практика исторически не распространяется на бесплатные игры в России.
Считается, что при скачивании бесплатной программы не заключается лицензионное соглашение (однако и здесь есть исключения).
По этой причине внутренние покупки в рамках бесплатных приложений в России всегда облагались НДС, хотя теоретически они не должны были облагаться НДС.
Однако для этого есть веская причина:
Услуги по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного игрового функционала за дополнительную плату не подлежат освобождению от НДС и их реализация облагается НДС по ставке 18% в общеустановленном порядке.Таким образом, российские компании уже платили НДС при продаже дополнительных игровых функций и программного обеспечения.— ФНС по делу об апелляции Mail.ru Group
«Налог на Google»
С принятием этого закона иностранные компании также должны будут платить НДС.Точнее, все иностранные организации (Valve, Riot Games, Blizzard, Electronic Arts, Apple, Sony, Microsoft и другие), предоставляющие электронные услуги гражданам России, обязаны платить налог на добавленную стоимость.
Соответственно, если иностранные организации осуществляют свою деятельность без представительства на территории Российской Федерации, они обязаны встать на учет в ФНС России и уплатить налог.
Если в России есть представительство, оно выступает налоговым агентом, и обязанность по уплате налога ложится на него.
Сейчас в профессиональном сообществе спорят о необходимости и пользе законопроекта.
Одна сторона считает, что «налог на Google» необходим и уравнивает права российских и иностранных компаний, другая называет его принятие «ИТ-феодализмом».
Наибольшее возмущение вызывают разработчики игр, которым приходится платить «налог Google» дважды, если они публикуют свои продукты в Steam или на других зарубежных платформах.
То есть сначала налог платит сайт в России, а потом компания-разработчик, когда получает свои деньги за российское юрлицо.
Мнения представителей российских ИТ-компаний и заинтересованных сторон
-
Сергей Орловский Президент Нивал - Большинство разработчиков публикуют свои игры через западные платформы, такие как App Store, Google Play и Steam. Просто потому, что других нет. Российский рынок сократился вдвое в долларовом выражении после падения рубля.
Если к этому добавить НДС, то получится почти в три раза.
Очевидно, что большинство девелоперов полностью потеряют интерес к российскому рынку.
Несмотря на то, что многие научились работать на западных рынках.
Поэтому игр для российского рынка станет меньше, цены вырастут, все как обычно.
-
Дмитрий Мариничев Интернет-омбудсмен России - Потребители будут платить больше.
Google не будет платить НДС, его это не волнует. Это добавит к стоимости продукта 18% – это коснется только конечного потребителя, граждан РФ.
Раньше компании могли избежать уплаты этого налога, разместив офисы в тех странах ЕС, где такой налог не взимался.
Все изменилось в январе 2015 года, когда НДС стал взиматься не в зависимости от страны происхождения компании, а от страны, в которой она продает свои услуги.
Учитывая тот факт, что развитие ИТ в РФ шло не такими быстрыми темпами, а во многом догоняло Европу, логично было предположить, что введение аналогичного НДС для компаний, реализующих услуги в России, является лишь вопрос времени.
Официальное мнение интернет-советника президента России Германа Клименко о том, как поведут себя игроки рынка в новых условиях налогообложения:
Честно говоря, я не думаю, что стоит ожидать какой-либо реакции со стороны компаний.Однако, например, у Wargaming стабильный курс доллара для покупки внутриигрового имущества.Во-первых, у нас абсолютная волатильность в паре рубль-доллар, и эти 18% бесконечно бегают туда-сюда.
Продавцы сами толком не знают, что делать.
Во-вторых, рынок сейчас достаточно конкурентный.
И если иностранные игроки захотят получить прибыль за счет потребителя и просто поднять цены, они сразу проиграют нашим игрокам.
Понятно, что некоторые колебания возможны, но они будут происходить в рамках того, что сейчас происходит с долларом.
То ли ему 68, то ли ему 63, и не очень понятно, что с ним будет завтра.
— Советник Президента РФ по Интернету Герман Клименко
Введение НДС окажет на нее более сильное влияние, чем на компании, которые полагаются на рыночный курс доллара.
Поэтому я не вижу никаких рисков для конечного потребителя.Следует отметить, что изменения больше всего коснутся тех компаний, которые были ориентированы на российский рынок и чья доля составляет значительную часть общей прибыли.Пока наш так называемый Google, то есть иностранные компании, которые не платят НДС здесь, платят этот НДС по всему миру.
Мы остались последней страной, которая не взимает НДС с продажи медиаконтента.
Так что у компаний уже выработана позиция относительно налогов.
Ценник выровнен, и, соответственно, если вам придется платить налог, скорее всего, окончательные цены останутся прежними.
Повышение цен будет означать потерю продаж, а этого никто не хочет. — Советник Президента РФ по Интернету Герман Клименко
Как принятие законопроекта повлияет на развитие отрасли?
-
Антон Юдинцев основатель Gaijin Entertainment - Понятно, что возросшая в последнее время налоговая нагрузка на цифровые услуги будет тормозить развитие ИТ-рынка.
-
Олег Самбикин основатель Синкопата - Введение НДС, скорее всего, не останется незамеченным для аудитории игроков; все иностранные компании и крупные международные проекты просто поднимут цену на 18% от выручки.
Как ни странно, от нового налога пострадают не только потребители, издатели и разработчики программного обеспечения, но и рекламные площадки.
Балансируя на грани эффективности, зарубежные паблишеры начнут снижать расценки при покупке рекламного инвентаря.
Что они будут делать – будут ли платить налоги, как это делают в европейских странах, или будут использовать другие методы – вопрос открытый.
Настроение рынка неоднозначное.
Если в условиях экономической нестабильности региона переложить уплату налогов на клиентов, то можно существенно потерять, потеряв конечных потребителей, а если платить налог самостоятельно, то потерять доходы.
Однако это потеря дохода в краткосрочной перспективе, ведь бизнес можно развивать дальше, увеличивая прибыль.
Рядовым пользователям остается только ждать и надеяться, что решение крупных игроков отрасли будет основано на клиентоориентированности, а не на желании заработать.
-
Как Мы Запускаем Новый Сайт Банка. Часть 2
19 Oct, 24 -
Ремонт Видеокарты
19 Oct, 24 -
Skype Для Мобильных Телефонов — Бета-Версия
19 Oct, 24 -
Хабрагаджет Для Igoogle
19 Oct, 24 -
О Простоте
19 Oct, 24