ЧЖУ СИ: Выдающийся китайский философ и ученый-энциклопедист
ЧЖУ СИ (1130–1200), также известный как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй и Чжу Хуэйань, был выдающимся китайским философом, ученым-энциклопедистом, литератором, текстологом и комментатором конфуцианских канонических произведений. Он был главным представителем неоконфуцианства и придал этому учению универсальную и систематизированную форму. Его школа, известная как Чжу Си школа или «ли сюэ» («учение о принципе»), стала ортодоксальной идеологией и культурным стандартом в Китае, а также в Японии и Корее.
Чжу Си родился 18 октября 1130 года в провинции Фуцзянь, Китай. Он происходил из семьи ученого-чиновника и в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши. В течение следующих 20 лет он главным образом занимался научными и литературными трудами. В 1178 году Чжу Си начал служить на государственной службе и неоднократно назначался на высокие административные посты, хотя его назначения были недолгими.
Однако в 1196 году Чжу Си был лишен всех чинов и званий из-за своих критических настроений в отношении социальной действительности и реформаторской деятельности. Его учение было запрещено. Однако в 1199 году он был реабилитирован, а посмертно ему был присвоен титул го-гуна («державный князь»). В 1241 году его причислили к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 года его учение официально включили в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности.
Чжу Си умер 23 апреля 1200 года в провинции Фуцзянь. Он оставил огромное литературное наследие. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике, особенно к Пятиканонию и Четверокнижию. Он также проводил беседы с учениками, и их записи известны как юй лу.
Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников, таких как Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И. Он составил первую неоконфуцианскую антологию под названием Цзинь сы лу в соавторстве с Люй Цзуцяном в 1173 году. Его напиалогические работы охватывают широкий спектр тем, включая этику, политику, образование, ритуалы и космологию.
Основные идеи Чжу Си связаны с концепцией Тянь (Неба) и Ли (Принципа). Он считал, что Тянь является высшим космическим принципом, который пронизывает всю реальность и контролирует ее функционирование. Он утверждал, что каждый человек должен стремиться к гармонии с этим космическим принципом, следуя этическим нормам и ритуалам, чтобы достичь высшего блага и морального совершенства. Чжу Си развил концепцию Ли, считая его внутренней сущностью всех вещей и основой их порядка и гармонии.
Одна из ключевых идей Чжу Си - это идея «расширенного сосредоточения на самоосознании» (da yi). Он утверждал, что каждый человек должен стремиться к развитию своего морального сознания и самосовершенствованию через обучение, саморефлексию и постоянное стремление к улучшению. Он также подчеркивал важность образования и знания как средства развития личности и общества.
Чжу Си оказал значительное влияние на развитие конфуцианства и культуры Восточной Азии. Его идеи и учение стали основой для формирования государственной идеологии и образовательной системы в Китае на протяжении многих столетий. Он также оказал влияние на развитие японского и корейского конфуцианства.
Сегодня Чжу Си остается одним из наиболее известных и влиятельных философов Китая. Его работы по-прежнему изучаются и обсуждаются как в академических кругах, так и среди широкой публики. Его вклад в развитие конфуцианской мысли и китайской философии в целом остается значительным и актуальным.
-
Табель О Рангах 1722
19 Oct, 24 -
Жанна Дарк
19 Oct, 24 -
Диаш, Бартоломеу
19 Oct, 24 -
Гражданская Война В Англии
19 Oct, 24 -
Тольтеки
19 Oct, 24 -
Ахмет Вефик-Паша
19 Oct, 24 -
Хаммурапи
19 Oct, 24 -
Туту, Десмонд Мпило
19 Oct, 24 -
Феминизм В России
19 Oct, 24 -
Сахаров, Андрей Дмитриевич
19 Oct, 24