Нефтехимические заводы представляют собой очень и очень сложные комплексы зданий.
Наш «ЗапСибНефтехим» в Тобольске — крупнейшее предприятие за всю историю современной России.
9831 километр кабеля, 102 тысячи тонн металлоконструкций и 513 тысяч кубических метров бетона.
То есть, без шуток – впечатляющий объект. И объект, который нужно правильно поддерживать.
Чтобы персоналу было проще это сделать, быстро добраться до нужного узла и не заблудиться в пути, мы создали специальную 3D-модель «ЗапСибНефтехим».
Меня зовут Владимир Андропов, я работаю над проектами, связанными с ИТ-инфраструктурой.
Под катом расскажу о проведенном мною пилоте по использованию модели на практике, о пользе для обучения и о том, почему мы все сделали в Unity.
Пилот: для чего вообще нужна модель?
У нас есть множество макетов и еще более подробная бумажная документация по объектам.И именно их мы хотели заменить с помощью 3D-модели.
Во-первых, макет, даже очень подробный и хорошо выполненный, — это все равно офлайн-вещь, дающая общую информацию об объекте, но, в принципе, и все.
Отличительной особенностью 3D-модели в этом случае станет ее интерактивность; все можно детально повернуть, рассмотреть, переместить и запомнить.
Поэтому неудивительно, что модель справляется с функцией обучения гораздо лучше, чем макеты.
Новым сотрудникам можно быстро предоставить доступ к модели, чтобы они начали к ней привыкать, а для школьников и студентов возможность просмотреть модель со всеми деталями становится гораздо более увлекательным занятием, чем стоять и переворачивать модель предмет в их руках.
Да, по одному на группу.
Еще одна монета, повышающая привлекательность профессии для подрастающего поколения.
Это помогает сотрудникам быстро запомнить, где начинается и заканчивается их конкретная зона ответственности, как все работает и как быстро добраться до нужного узла.
Разумеется, модель является еще и инструкцией по технике безопасности: она подробно показывает места, где можно ходить в шлеме, а также те, где ходить вообще не следует. Даже в самом крутом шлеме.
Новички могут освоить такие маршруты и общую схему объекта быстрее, чем работая с бумажными схемами.
Но не просто песочница — мы на основе этой модели ходьбы делаем еще и функциональные тренажеры с возможностью сдачи внутренних экзаменов.
Вскоре, помимо обучающих курсов, модель будет оснащена и полной технической документацией комплектующих, чтобы сотрудник перед выходом на смену мог сесть и спокойно освежить память о своих задачах и спланировать день.
Вы также можете проводить виртуальные туры для проверяющих органов и заинтересованных лиц; это также более наглядно, чем показ изображений объекта.
Пока все это реализовано в виде модели, с которой можно работать с помощью ПК, но в будущем можно будет подключить и VR, чтобы можно было использовать еще и шлем или очки.
Это выглядит так:
Кстати, что касается показа сотрудникам, школьникам на экскурсиях или инспекторам: мы реализовали ролевую модель — у пользователей разные роли, которые отличаются уровнем доступа.
Например, одни могут показать всю модель, с техническими характеристиками техники и деталями, а другие, просто отключив ряд слоев, могут дать представление о внешнем виде техники и ее расположении на местности.
.
Таким образом, для разных сотрудников получается разный контент, и несанкционированный доступ исключается.
Почему Единство
Unity — самый популярный движок в мире.А это уже открывает множество преимуществ.
Во-первых, для него гораздо проще найти разработчиков, чем для чего-то узкоспециализированного или даже самописного.
Во-вторых, эти разработчики на самом деле будут опытными, ведь они наверняка реализовали на этом движке не один проект. В-третьих, это сообщество.
Если в случае чего-то самописного сообщество ограничится либо внутренним форумом, либо корпоративным слиянием, то у Unity-сообщества по понятным причинам таких недостатков нет. Поэтому для СИБУРа мы выбрали открытый, доступный и максимально технически совершенный двигатель.
Конечно, нам больше не подходит Unity в чистом виде; сверху (и с обеих сторон) есть много всего, что необходимо для решения наших проблем.
Внутри есть интеграционные шины, с помощью которых в будущем можно будет выводить данные из систем управления и визуализировать их, либо передавать в клиентские приложения.
Когда все эти симуляторы вырастут, может появиться какой-нибудь веб-сервис и так далее.
А с помощью различных API можно привязывать к модели данные из любых доступных источников.
По крайней мере, такая возможность уже есть, а будет ли необходимость – покажет время.
Вот чем полезна такая интеграция.
Допустим, вы рассматриваете какую-то установку в нашей модели; нажав на нее, вы увидите модальное окно, из которого можно попасть в набор данных АСУ ТП.
Или, скажем, показать документооборот, связанный с этой установкой, и пойти изучать документацию.
В принципе это уже немного похоже на BIM в рамках эксплуатации, но задачи сделать BIM у нас не было, мы просто сделали красивый 3D интерфейс с рядом дополнительных функций.
Он начинался как образовательный инструмент, а сейчас мы формируем требования к его совершенствованию.
Например, модель включает в себя ПЛАС (план реагирования на чрезвычайные ситуации).
Для этого уже необходимо добавить в модель дополнительные атрибуты оборудования и указать константы (давление и другие параметры).
С Unity мы избежали избыточности.
Если бы мы делали полноценную полигональную 3D-модель, то каждый винт и кран был бы уникальным объектом.
То есть вы смотрите на танк, в котором на самом деле есть заклепки.
Если бы заклепка была самостоятельным предметом, их было бы много.
Мягко говоря.
И задача нашей интерактивной модели не докопаться до винтов, а просто показать, что винт и заклепки существуют, если вы когда-нибудь доберетесь до самого танка, вы их там увидите, они там есть.
Поэтому мы решили эту проблему с помощью текстур.
У нас даже нет модели этой заклепки, есть только ее текстура.
Не только графика
Понятно, что если у модели просто хорошая картинка и подробные данные, но нет адекватной анимации движущихся частей или звукового сопровождения, разъясняющего задачу, то она будет не очень хорошей.Поэтому в определенных процессах мы привлекаем специалистов из других сфер деятельности.
Например, нам нужно было сделать озвучку для анимации технических процессов.
Профессиональный диктор сделает это лучше, чем человек, который очень хорошо знает эти технические процессы, но голос которого не очень приятен.
Поэтому диктор и распечатка с нужными фразами.
Как мы позже выяснили, диктору была предоставлена распечатка, в которой термины были местами сокращены.
Конечно, наши люди были уверены, что человек в любом случае мысленно интерпретирует аббревиатуру «стат».
как «статический».
И ничего больше.
Но диктор не ошибся и зачитал нам «стат-загрузчик».
Как и все фразы, где использовалась эта аббревиатура.
В результате вместо видеоролика с техническим процессом зритель погрузился в остросюжетный исторический рассказ, ожидая услышать о статс-секретарях и статских советниках.
Но ребята, отвечающие за визуализацию, подошли к делу серьезно.
Им нужно было понять суть технологического процесса на одной из установок, что на самом деле происходит внутри, чтобы правильно представить это визуально.
Описание одного такого технического процесса на бумаге — это увесистый ватман, которым можно полностью заполнить среднестатистический конференц-зал.
И люди ползли по этим диаграммам, изучая каждый шаг.
Это выглядело впечатляюще.
А сама модель сейчас проходит активные испытания, что называется, в полевых условиях.
Собираем обратную связь от сотрудников, проверяем, все ли работает так, как задумано, и формулируем требования по его улучшению.
Если Вас интересуют какие-либо подробности, спрашивайте, буду рад ответить.
Теги: #unity #Работа с 3D графикой #3d модели #Обучение персонала #Сибур
-
Тестирование Торговой Системы На Php
19 Oct, 24 -
Винни Пух И Современное Искусство.
19 Oct, 24 -
Отчет О Путешествии По Выживанию (Эпизод I)
19 Oct, 24 -
Блеск И Страдания Автоматизации Тестирования
19 Oct, 24 -
Автоматическая Фотостудия, Часть 1
19 Oct, 24