БОСХ, ИЕРОНИМУС (Bosch, Hieronymus) (ок. 1450-1516), фламандский живописец.
Иеронимус Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в местечке Хертогенбос в Голландии ок. 1450; там он вступил в братство Богоматери и работал около сорока лет вплоть до своей смерти в 1516. Кроме этих скудных фактов, о жизни художника ничего не известно.
Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями.
На расписанной Босхом столешнице (Мадрид, Прадо) изображены семь смертных грехов, Смерть, Страшный Суд, Ад и Рай. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. В медальоне с изображением Ада впервые появляются чудовища, которые затем заполонят большинство картин Босха. Некоторые из них известны западному искусству со времен Средневековья, другие — омерзительные создания-гибриды — порождены изощренной фантазией самого Босха.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха — его преднамеренный архаизм. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. В середине — почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа.
Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. 1500, Мадрид, Прадо). В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир — это стог сена: каждый хватает сколько может».
Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности; для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. На фоне неба показан Христос с распростертыми руками, в страдании созерцающий безумие человечества. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Возможно, это аллегорическое изображение жизненного пути, где человека на каждом шагу подстерегают грехи.
В триптихе Искушение св. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. ?ти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто.
Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме; напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат ч
-
Галл, Гай Корнелий
19 Oct, 24 -
Забелин, Иван Егорович
19 Oct, 24 -
Герье, Владимир Иванович
19 Oct, 24 -
Вавилон
19 Oct, 24 -
Аль-Мансур
19 Oct, 24 -
Русско-Турецкие Войны
19 Oct, 24 -
Грец, Генрих
19 Oct, 24 -
Недонсель, Морис
19 Oct, 24 -
Нерон
19 Oct, 24 -
Брантом, Пьер Де Бурдей
19 Oct, 24