Автоматоны: 200-Летние Роботы

Трудно кого-то удивить роботом.

Они уже среди нас - работают на заводах, спасать людей в чрезвычайных ситуациях обезвреживать бомбы, управлять автомобилями.

Иногда удовлетворить другие потребности человека.

Но как оно выглядело пару сотен лет назад? Или четыреста лет? Да, тогда существовали и некие подобия роботов, механических устройств, напоминавших людей или животных.

Они играли на музыкальных инструментах, писали ручкой, танцевали, рычали и совершали другие действия, способные шокировать обычного человека.

Сегодня мы говорим о механических монахах, утках-несушках и программируемых пишущих мальчиках.



Автоматоны: 200-летние роботы

Автоматы – это механизмы.

Еще в Древней Греции ходили различные истории о человекоподобных роботах — например, о движущихся статуях.

Но куда реалистичнее выглядит не очень сложный механизм, описанный Филоном Византийским, умершим в 220 г.

до н.

э.

В книге «Пневматика» он описал устройство в виде женщины, которая держит в одной руке кувшин с вином и по команде — при подаче стакана в другую руку — наливает вино и добавляет в него воды.

Но кому нужны роботы, если есть рабы? Леонардо да Винчи, величайший художник, учёный, музыкант и изобретатель, в 15 веке разработал технологию гуманоидного механизма.

Это был первый андроид в истории.

Прежде чем создать его, да Винчи много времени провел в школе анатомии, разрезая трупы и постигая тайны человеческого тела.

Механизм располагался внутри доспехов рыцаря.

Рыцарь мог ходить, вставать и садиться, а также двигать руками и шеей.

К сожалению, видео тогда не было снято.



Автоматоны: 200-летние роботы



Автоматоны: 200-летние роботы

Эскиз – фантазия нашего современного художника.

Король Испании Филипп II в 1560 году поручил инженеру Хуанело Турриано создать механического монаха.

Монах мог перекреститься, поднять распятие, пошевелить губами – словно молился за царя.

Фигура передвигалась на колесах, но для реалистичности у нее были еще и ноги, которые были видны из-под рясы.



Автоматоны: 200-летние роботы

В 1737 году французский изобретатель Жак де Вокансон построил флейтиста, в репертуаре которого было двенадцать музыкальных композиций, а также бубен.

Легкие человека подобны мехам кузнеца.

Вокансон, который тоже любил работать с трупами, подражал их работе.

Ему пришлось изучать игру живого человека.

Движение воздуха контролировалось языком, губы открывались, закрывались и двигались, воздух поступал из механических легких - мехов.

Отверстия на канавке зажимались в нужной последовательности механическими пальцами.

Поскольку деревянные пальцы не могли плотно прилегать к флейте, мастер использовал настоящую человеческую кожу.



Автоматоны: 200-летние роботы



Автоматоны: 200-летние роботы

Позже Вокансон сконструировал и собрал из четырехсот частей утку, которая взмахивала крыльями, ела, переваривала зерно, а затем испражнялась.

По замыслу автора, утка должна была фактически переваривать пищу с помощью химической реакции в отдельном резервуаре, но до этого, к сожалению, не дошло.

Вместо этого зерно шло в один отсек, а заранее подготовленные экскременты выходили из другого.

Утка стала его самым известным творением.

Все три автоматона вошли в одну коллекцию и устроили представления для публики.



Автоматоны: 200-летние роботы



Автоматоны: 200-летние роботы

Важнейшей деталью для конструкции автоматов был эксцентрик — диск или сектор диска, закрепленный на вращающемся валу так, что его ось не совпадала с осью вращения вала.

Таким образом, вращательное движение становится поступательным.



Автоматоны: 200-летние роботы

Конечно, куда же без японцев, когда дело касается тонкой работы.

Кукла на видео ниже приводится в движение веревками, которые соединяют ее с часовым механизмом.

Эксцентрики натягивают веревочки и отпускают их, заставляя куклу совершать различные действия.

Эта кукла не просто двигает руками.

Она берет стрелу, натягивает лук и отпускает его.

Затем он берет с платформы новую стрелу, которая меняла положение во время выстрела.

При этом лучнику удается артистично двигать головой.

В 1740-х годах архиепископ Якоб фон Дитрихштейн построил автомат, представлявший собой театр из двухсот фигур на одной сцене, работающих одновременно.

Именно так он изобразил жизнь идеального города.

Мы видим, как бондари закрывают бочку, как молотком режут быка, строители поднимают доски на здание, а аристократия сверху наблюдает за тяжелым трудом простого народа.

Вода в механизме вращает колесо, которое через несколько шестерен передает вращение барабану.

В ролике содержатся инструкции для каждого персонажа этого театра.

Автоматы тесно связаны с часовым искусством.

Как видите, практически всегда мастера именно этой области разрабатывали подвижные куклы.

По всему миру построено множество башенных часов с фигурками, выполняющими действия.

Например, это Пражские куранты.

Они были установлены в 1410 году и являются старейшими астрономическими часами, которые используются в настоящее время.

В 17 веке к ним были добавлены движущиеся фигуры смерти — скелет с колокольчиком и кукарекающий золотой петух.

https://youtu.be/wclUqXjNly0 Пожалуй, самым известным автоматом в России являются часы «Павлин», выставленные в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Часы были изготовлены в Великобритании в 1770-х годах.

Каждую среду их заводит заведующий Лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев, после чего часы работают восемь часов.

Екатерина II потратила на часы в 1781 году 11 000 рублей.

При транспортировке из Лондона механизм был поврежден, но на помощь пришел Иван Кулибин — ему пришлось собирать часы, собирая детали из кучи в корзинах.

В композиции задействовано несколько птиц.

Сова в клетке закатывает глаза, двигает головой и танцует лапкой в ритме звона колокольчиков.

Павлин кланяется и расправляет хвост. Затем петух поднимает голову и раздается громкое «ворона».

Павлин был создан лондонским ювелиром и изобретателем Джеймсом Коксом.

Еще одной интересной его работой стал серебряный лебедь с длинной гибкой шеей, ищущий пищу в серебряном пруду с рыбой.

На одном растении он работает 40 секунд, но при этом выглядит почти как живой.

Во время работы он ловит рыбу и ест ее.

Даже вода кажется настоящей – она состоит из вращающихся стеклянных цилиндров с насечками различной формы.

https://youtu.be/MT05uNFb6hY В XVIII-XIX веках автоматы были средством развлечения для самых богатых слоев общества.

Но эти произведения искусства были созданы гораздо более бедными людьми: ремесленниками, производившими компоненты, и часовщиками, собиравшими их вместе.

Чтобы заработать больше денег, нужно было продать больше механизмов и, возможно, снизить цену.

Уже триста лет назад началась тенденция к миниатюризации устройств.

И часы стали меньше, и автоматы уменьшились в размерах.

Часовые механизмы, занимавшие место в башнях 500 лет назад, были уменьшены до размеров, позволяющих разместить весьма сложную версию в теле куклы.

А дальше — в устройство размером с коробку.

Примером миниатюрного автомата является эта птица в клетке, сделанная в 1860-х годах.

https://youtu.be/0wxUnRj7bPk Еще один замечательный пример – ювелирное пасхальное яйцо «Лавр», изготовленное фирмой Карла Фаберже в 1911 году по заказу Николая II. Он отдал его своей матери Марии Федоровне.

После завода механизма крышка древесного яйца открывается и появляется птица.

Она поворачивается и поет. Кстати, в ассортименте компании Jaquet Droz теперь есть автоматические наручные часы.

Эти часы с певчей птицей стоят 380 000 швейцарских франков, это 25 миллионов рублей.

В 1784 году был собран автомат, выполненный по образу королевы Франции Марии-Антуанетты.

Кукла закатывает глаза, смотрит по сторонам, двигает головой, дышит и играет на музыкальном инструменте.

А вот Мария-Антуанетта в неглиже.

Мы видим зубчатый барабан, который натягивает струны для каждого действия в определенной последовательности.



Автоматоны: 200-летние роботы

Автоматы не только играли на инструментах, но и умели писать ручкой на бумаге.

Конечно, строго определенные вещи, перепрограммировать такую куклу было непростой задачей (хотя есть исключение).

На видео ниже представлена работа 1773 года.

«Художник» мастера Жаке Дро состоит из 2000 элементов.

Он способен нарисовать три картины: портрет Людовика XV и его собаки с подписью, Марию-Антуанетту с Людовиком XVI и Амур, управляющий колесницей с бабочками.

Большую правдоподобность механизму придают его посторонние действия – он ерзает в кресле, трясет головой и сдувает пыль.

Трудно представить, с каким удивлением мог быть встречен в то время этого робота.

Гораздо более сложный механизм Жаке Дро назывался «Каллиграф».

Устройство собрано из 6&nbsp000 деталей.

Весь механизм поместили в тело куклы.

Мальчик аккуратно пишет текст ручкой на бумаге.

После каждой буквы он второй рукой передвигает лист бумаги, чтобы начать следующую букву, встряхивает перо и макает его в чернильницу.

https://youtu.be/bY_wfKVjuJM

Автоматоны: 200-летние роботы

Символы, которые мальчик пишет на бумаге, закодированы на круглой пластине в механизме.

Этот автомат больше похож на автоматический печатный станок или принтер.

Что удивительно, мастер предусмотрел возможность изменения текста.

Диск вращается и информация о персонажах последовательно передается на исполнительное устройство.

Буквы на диске можно заменять, а символы заменять пробелами.

Внутри куклы находилась стопка эксцентриков, преобразующих передаваемый с диска сигнал в движения рук.



Автоматоны: 200-летние роботы



Автоматоны: 200-летние роботы

Швейцарская часовая марка, созданная Пьером Жаке-Дро, существует до сих пор и изготавливает эти автоматы на заказ.

На изготовление уходит год. В 1810 году английский мастер швейцарского происхождения Генри Майярде построил чертежник-писатель.

Он писал стихи на трех языках и прекрасно их оформлял, а также рисовал изображения Купидона в саду или на колеснице, корабле или китайском храме.

В результате получились следующие фотографии:

Автоматоны: 200-летние роботы

Гастон Декамп собрал автомат «Зульма Заклинательница змей» в 1907 году.

Здесь мы видим девушку, открывающую глаза, дышащую и поворачивающую шею, и движущуюся змею.

Все это сопровождается музыкой.

На автоматах можно было заработать не только продавая их, но и массово обманывая людей.

Сейчас мы поговорим о турецком шахматисте, одна из интерпретаций которого обыграла Наполеона в 1804 году.

Венгерский изобретатель Феркас Кемпелен собрал фигуру человека, сидящего за шахматным столом, в натуральную величину.

В начале спектакля людям показывали механизм внутри стола и пустые полки, подсвечивая внутреннюю часть стола свечой.

Затем двери закрылись и игра началась.

Внутри было скрыто рабочее место живого шахматиста.

Главное преимущество автомата в том, что изнутри человек управлял рукой турка, и не просто двигал ею, а хватал кусок и переставлял его, а также понимал, где и какой кусок находится благодаря магнитам внизу главная шахматная доска.

Это отличный пример раннего манипулятора.

Турок выиграл партию у Наполеона.

Затем за столом сидел Иоганн Альгайер, сильнейший австрийский шахматист начала XIX века.

https://youtu.be/0DbJUTsUwZE Проще говоря, почти все автоматы представляли собой заводные механизмы, вроде часов, каким-то образом соединенные с куклой или другой фигуркой и заставляющие ее двигаться.

Самыми удивительными из них кажутся «Каллиграф», благодаря тому, что мастер изначально предусмотрел возможность перепрограммирования механизма, и «Серебряный лебедь», благодаря своей реалистичности.

Но для обычных людей абсолютно все работающие автоматы могли бы показаться чудом.

Теги: #История ИТ #роботы #Робототехника #история #история #механика #автоматы #автоматы

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.