Я вырос в депрессивном городском поселке, где большинство ребят, повзрослев, выбрали путь уверенной деградации.
С 11 лет меня преследовал страх, что я буду таким же, как большинство.
Но в 13 лет родители купили мне компьютер, и жизнь начала меняться: я быстро стал местным специалистом по Эникею, у которого взрослые тети и дяди спрашивали, как установить «Винду на процессор».
В 15 лет я задумался, как написать свою собственную игру.
Я спросил у двоюродного брата, который уже стал «уважаемым человеком» и делал сайты в Москве.
Брат принес учебник Лафоре по C++ и сказал: «Освою программирование».
Программирование стало для меня светом в конце туннеля: Я четко знала, что когда школа закончится, я поеду в большой город работать в хорошей компании.
Но путь к вершине оказался более извилистым, чем я ожидал.
«С подключением» — и вместо подготовки к ЕГ? Я играл в Half-Life онлайн.
В ходе игры я встретил Луиса, студента на два года старше, который уже хорошо разбирался в «плюсах» и стал помогать мне изучать теорию программирования.
В общем, я играл и пытался что-то написать, радуясь экзаменам.
В итоге баллов хватило только на поступление в колледж в небольшом городке под Ростовом.
Предисловие: как пользоваться университетом, если там ничему особенному не учат
Быстро выяснилось, что уровень ИТ-подготовки и требований здесь невысокий, и чтобы сдать любой предмет, достаточно будет посидеть на нем перед сдачей.После первой сессии я был в топ-3 по очкам на стриме.
С тех пор у меня появилось много времени на свои проекты.
К чести института, если ты хотел создать что-то свое, тебе предоставлялась полная свобода действий и повышенная стипендия, сравнимая с зарплатой JS-джуниора.
Для начала достаточно было, например, сходить на студенческо-стартап-форум (проезд был оплачен), рассказать о своем развитии, получить диплом или благодарственное письмо.
Потом вы взяли презентацию проекта (два листа) и переписали ее на 8 листов для публикации в каком-нибудь журнале.
Я отсканировала дипломы и статьи, сложила все это в тяжелую папку и отнесла в деканат. В общем, надо было проявить активность и повторять процедуру с папкой раз в полгода.
Это давало 25 тысяч в месяц: совсем неплохо для начала 2010-х.
Советую узнать, есть ли что-то подобное в вашем региональном вузе.
Первый способ: «ты не Павел Дуров»
Еще на первом курсе мы с Луисом решили создать собственную социальную сеть с 3D-эффектами и начали разрабатывать движок с использованием Web-GL, который мог бы перемещать и соединять изображения.Опыта работы в вебе у нас было мало, но я собирался на стартап-форум, мне нужно было сделать какой-то доклад, и я решил рассказать об этой идее.
После презентации меня поймал парень из Москвы и сказал: « Твоя идея - ерунда .
Но если вы согласитесь переделать платформу под интернет-магазины, я дам вам денег, чтобы вы арендовали серверы и жили дальше».
Это был первый раз, когда я общался с человеком, имевшим доступ к ресурсам, которых я никогда в жизни не видел и не касался.
Он метался словом «миллион» и вообще произвел впечатление.
Мы быстро собрали из наших заготовок демо-сцену с телефонами, договорились, что отдадим инвестору 30% — и всё стало, по сути, проектом парня с деньгами.
Я привлек еще пару студентов-программистов, которых знал по клану по Half-Life: каждый сидел в своем общежитии и пилил какую-то часть - я получил плагин на Битриксе для браузеров, остальные разработали конструктор, чтобы пользователи могли собирать продукт отображает и вставляет их на свои веб-сайты с помощью фрейма.
Они привели к нам нашего первого клиента — девушку с интернет-магазином флешек.
Инвестор сообщил, что как только мы сделаем пилот, его люди свяжутся с фабриками и магазинами по всей стране и предложат им 3D-дисплеи.
Мы подготовили демо-сцену с флешками, попытались связаться с заказчиком.
и она пропала.
Я звонил ей месяцами, писал в скайпе, но ответа не было.
Мы сделали то, что обещали, но отдать это было некому.
Инвестор заявил, что все это его больше не интересует, но посоветовал обратиться к своему петербургскому другу.
Я поехал в Питер, где услышал: «Давайте создадим студию и будем заниматься региональным производством там, где вы сидите, а не пытаться сделать что-то великое, аЭ» Мы не хотели продолжать проект, который, по сути, и так был далек от наших целей.
Хорошей новостью было то, что и от нас они ничего не хотели.
И мы собрали [как тогда казалось] команду.
Путь второй: нас четверо на зарплату верстальщика
Нам понравилась сама идея «вырубать стартапы», чтобы развиваться в разработке.Мы решили продолжить, но самостоятельно.
В это время я разговаривал со своим двоюродным братом, который привел меня в программирование.
Он спросил – что нужно вашей команде, чтобы быть более эффективной? Я ответил, что было бы неплохо собрать всех в одном месте, а не ютиться по хостелам в разных городах.
Он спросил: «Сколько денег вам для этого нужноЭ» Мы посчитали, что 60-70 тысяч в месяц должно хватить на оплату хостинга, аренду квартиры, где мы будем работать, покупку еды и т. д. Желаемой суммы не хватило на 25 тысяч.
Брат согласился передать их нам, а остальное — за счет нашей стипендии.
Мы начали снимать квартиру в Таганроге, где тогда жил Луис, самый опытный из нас.
Для получения стипендии мы ездили учиться под Ростов на 2-3 дня в неделю, а остальные дни проводили в «штабе»: писали код, ложились спать, просыпались и снова писали.
В перерыве мы варили яйца на сковороде и давили тараканов тапочками.
Потом был тренд на игры-песочницы, и мы решили сделать свой Survival Horror: вы просыпаетесь в лесу, рубите деревья, строите дом, забор, копаете канаву, заливаете ее водой, защищаетесь от опасных мутантов.
В общем, свой «Майнкрафт», только не кубический, а с плавными переходами и более реалистичной землей.
Мы взяли старый, но бесплатный графический движок Irrlicht, написали для него экземпляры, алгоритмы сглаживания и генератор карт. Мы сделали мир, который нужно было наполнить контентом — чтобы все было теплым и светлым.
Но нам не хватило рук, чтобы производить код и контент в необходимом объёме и с необходимой скоростью.
Поэтому мы решили написать сеть, чтобы мы могли хотя бы запустить первых игроков в бой друг против друга.
На три месяца всё застопорилось — нам некогда было ничего делать, кроме разработки сетевой архитектуры.
И это раскололо команду: один из ребят, несогласный с нашим видением архитектуры, саботировал проект и ушел, пытаясь удалить свою часть работы.
Конечно, мы все восстановили.
А до альфы, в которую действительно было бы интересно поиграть, оставался еще путь, примерно равный бесконечности.
Мы поняли, что у нас нет ни денег, ни сил продолжать проект.
Третий путь: фундаментальная научная имитация деятельности.
В это время Луи начал искать вариант, куда поступить в аспирантуру, и я предложил ему перевестись в мой институт — там как раз была создана лаборатория бионических интеллектуальных систем.
Мы смогли добраться туда вместе с остальной командой.
В лаборатории мы проводили физическое моделирование.
Чтобы оживить результаты наших исследований, мы взяли физический движок и провели эксперименты с нейронными сетями и генетическими алгоритмами.
Быстро повторив простые примеры из книг, они начали делать большую абстрактную библиотеку с модными алгоритмами HTM (Hierarchical temporal Memory) на основе книг и статей Джеффа Хокинса.
С этого момента мы начали публиковать более-менее серьезные и содержательные статьи, показывать реальные симуляции и визуализации и относительно легко могли выиграть гранты в 250-2000 тысяч на исследования.
И тут нас встретил бюрократический аппарат во всей красе.
«Благодаря» ему сумма фактического гранта растаяла почти вдвое, и вместо работы нам пришлось составлять бесконечные отчеты о нашей бурной деятельности.
У нас улучшились условия работы – после трех «человекомест» в компьютерном классе мы по-королевски заняли комнату площадью 70 квадратных метров с четырехметровыми потолками.
Но тут же начались истории типа «послезавтра День шахтера — и вы берете компьютеры из лаборатории и приносите, чтобы показать свои достижения».
Мы оказываемся на распутье.
С одной стороны, мне хотелось научиться мотивировать нашу нейросеть: известно, как научить ее что-то распознавать, но очень большая проблема — научить ее чего-то хотеть.
С другой стороны, когда мы сталкиваемся с ситуацией «экспонаты в красивой комнате», даже у человеческих нейронных сетей обычно нет мотивации к работе.
В конце концов мы решили, что вместо того, чтобы тратить несколько дней в неделю на какую-то бесполезную фигню, лучше пойти заняться нормальной коммерческой разработкой: пора было пробираться в Ростов, ближайший «большой город с ИТ-компаниями» от наши юношеские планы.
Путь четвертый: реальное производство в местной ИТ-компании
Пока я искал работу в Ростове, встретил Пашу, одного из членов команды uCoz, и спросил, что нужно, чтобы к ним попасть.Он ответил, что есть спрос на клиентскую часть, прислал мне примеры задач — и я начал изучать мир веб-технологий.
Метод обучения «берись за новую задачу и увеличивай знания по мере ее решения» был мне знаком и понятен.
Через пару месяцев в скайпе прилетело сообщение от Паши: «Помнишь, ты хотел к нам приехатьЭ» Запускаем конструктор сайтов для малого бизнеса, нужно создавать шаблоны.
Готовы ли вы показать, чему научились? Я сказал да.
Это был мой первый опыт собеседования.
И когда меня вдруг спросили: «Почему ты хочешь у нас работатьЭ» Я честно выпалил: «Я знаю, что буду у вас работать.
Потому что я уже выполнил тестовое задание».
В конце интервью не забыл сказать, что у меня есть умный друг-программист. Мне сказали, что нужны программисты.
Приехал Луис, прошел собеседование, нам сняли квартиру, и мы переехали в Ростов.
И через шесть месяцев я получил людей под свое командование (что действительно нравится моему эго).
История была забавной.
Во всех проектах, где я участвовал, было так — все ребята интроверты, а я экстраверт. Здесь тоже такое было: команда расширялась, все ребята любили то, что они делали, они даже программировали лучше меня, но, грубо говоря, не знали, что программировать.
Нам нужен был посредник между менеджерами и новыми ребятами, и здесь пригодился мой опыт работы с командами.
С этими ребятами я понял разницу между сообществом людей, которых просто собрали по локации или признаку (как наш клан геймеров-кодеров), и сообществом тех, кто оказался на их месте, потому что заслужил это.
Мы смогли улучшить качество изготовления шаблонов, описали и запустили бизнес-процессы, позволяющие заявить, что и как мы делаем.
Теперь я смотрю на сайты пользователей и знаю, что являюсь частью всего этого.
Приятно это знать.
Послесловие
Надеюсь, статья будет полезна тем, кто хочет сбежать из маленького города.Объединяйтесь – ваши шансы пройти выше.
Ищите связи и используйте их.
Используйте свое время с умом – развивайтесь как можно больше.
Если вы делаете свой проект, старайтесь не привязывать все к конкретным людям (хотя в студенческих стартапах почти всегда незаменимы все).
Ищите задачу по душе – не спешите в ту же аспирантуру, потому что она кажется проще.
И самое главное, бойтесь.
До недавнего времени я боялся, что не добьюсь успеха в индустрии, и этот страх гнал меня вперед. Я убедил себя, что лучше иметь кучу неудач и опыт того, что не получилось, не скомпилировалось, не понравилось, не получилось, чем в итоге получить то, что у инвестора нашего первого Project посоветовал перед расставанием: «Покупайте пластиковую хрень в Китае за 1 доллар, а потом продавайте за 10 долларов у себя на родине.
Выгода.
" Как вы «выбрались в люди»? Теги: #C++ #irrlicht #нейронные сети #карьера для ИТ-студентов #страх и ненависть в веб-разработке #Образовательный процесс в ИТ #будни разработчика #верстка сайта #Управление разработкой #Карьера в ИТ-индустрии
-
Мы Пытаемся Открыть Свой Бизнес. Часть 2
19 Oct, 24 -
История Леммингов
19 Oct, 24 -
Как Правильно Оформить Статью?
19 Oct, 24 -
Дата-Центры Переходят На Водяное Охлаждение
19 Oct, 24 -
Связь-Экспокомм-2007: Все Серьезно
19 Oct, 24 -
Mitm-Атаки От Дом.ру
19 Oct, 24